Дизайн интерьера в «старом фонде»: советы и пошаговый разбор




Здания, которые сегодня называются «старым фондом» – это дома дореволюционной постройки XVIII-начала XX века с деревянными перекрытиями. Однако в некоторых регионах этот термин может также включать более поздние здания, например, сталинки или хрущевки. В любом случае, создавались эти дома в эпоху, которая значительно отличается от нынешней: при планировке квартир не учитывались современные бытовые приборы, интенсивность дорожного движения, а также особенности изменившегося климата. Поэтому ремонт таких помещений требует особого, зачастую капитального подхода.
Вместе с дизайнерами, имеющими опыт работы с объектами в исторических зданиях, мы составили ряд советов, которые помогут начинающим специалистам избежать неожиданных сложностей при ремонте.
Первичный осмотр
Перед началом разработки проекта квартиры в старом фонде необходимо провести тщательный первичный осмотр. Главная задача на этом этапе — внимательно изучить состояние «скелета» помещения: его стены, полы, потолки.
Трещины на стенах могут быть следствием естественной усадки здания или сигнализировать о серьёзных проблемах с несущими конструкциями.
Скрипящие и неровные полы часто указывают на деформацию либо повреждение перекрытий.
Плесень и следы протечек на потолке — это повод проверить кровлю (если квартира расположена на последнем этаже) или состояние гидроизоляции, труб и перекрытий у соседей сверху.
«На московском объекте во время стройки нас трижды топили соседи с верхнего этажа. Последние два раза натяжные потолки спасали чистовую отделку. Они визуально идентичны традиционным потолкам, но именно в таких ситуациях выигрывают. Еще один пункт в пользу натяжных потолков: когда собирали мебель у мастеров отлетела довольно крупная щепка, порвала натяжной потолок и оставила вмятину на перекрытии. В случае с оштукатуренными потолками, нас ожидали бы трудозатратные реставрационные работы в несколько этапов, а тут за один день заменили полотно, благодаря чему не сместился срок сдачи проекта», – Дизайн студия «Мечты Сбываются».
Натуральные материалы, используемые в зданиях прошлых веков, особенно подвержены изменениям со временем, поэтому крайне важно провести выборочный демонтаж и осмотр перекрытий и балок. Особое внимание следует уделить мокрым зонам (кухням и ванным комнатам), а также углам, где концентрируются трещины в полу и потолке.
К слову, осмотр помещений в старом фонде может преподнести немало сюрпризов:
«Мы часто натыкаемся на что-то необычное в своих проектах. Это может быть как мрамор за слоями штукатурки, так и оригинальная лепнина, которая пряталась за вторым слоем бетонного потолка. Из самых необычных случаев: однажды на объекте в здании на Китай-городе, мы выкопали ров для утопления коммуникаций под фундаментом и наткнулись на низкую потайную дверь, ведущую в тоннель метро. А на другом объекте при осмотре чердака была обнаружена картина русского импрессиониста. Как выяснилось позже, за ней вела охоту Третьяковская галерея. Было решено ее отреставрировать и повесить на самом видном для посетителей месте», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).

Реализованный проект BlendDesign. ОКН: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.
На что стоит обратить особое внимание?
Вентиляционные короба – важный элемент, особенно в старом фонде. Часто они засорены или вовсе перекрыты предыдущими владельцами, а это нарушает естественный воздухообмен. Проверить их работоспособность необходимо на этапе осмотра, ведь исправная вентиляция – это не только комфорт, но и безопасность.
Камины – это скорее наследие эпохи, чем полноценный источник тепла. Большинство из них давно потеряли свою функцию: дымоходы засыпаны, вентиляция нарушена, а использовать их по назначению в многоквартирных домах запрещено. При этом полностью сносить такие конструкции без согласования тоже нельзя — в старом фонде камины часто являются частью несущих стен или перекрытий. Зато их можно адаптировать под современные задачи и, например, вписать в интерьер в качестве декоративного элемента.
Шумоизоляция – слабое место исторических зданий. Деревянные перекрытия и тонкие стены пропускают звуки так, что можно невольно подслушивать разговоры соседей. Исправить это можно – главное не навредить аутентичным материалам.
Электрика – критический аспект. В домах старого фонда алюминиевая проводка чаще всего изношена и рассчитана на минимальную нагрузку. Сегодняшние требования совсем другие, поэтому безопаснее заменить всю систему на новую, медную, с современной автоматикой.
С водопроводом аналогично: старые чугунные и стальные трубы подвержены коррозии, что грозит авариями. Полная замена – лучшее решение.



Фотографии с объекта студии «Мечты сбываются».
Перепланировка
Дома старого фонда, особенно те, что были построены до революции или в сталинскую эпоху, часто имеют не самые удобные планировки. Кривые стены, узкие коридоры, несущие стены в самых неподходящих местах – все это мешает создать удобное пространство для современных жильцов. Поэтому перепланировка необходима почти всегда.
«Современная жизнь и потребности людей сильно отличаются от того, что было раньше. Сейчас людям для комфортной жизни необходимо гораздо больше техники и вещей. Например, кухня раньше была маленьким отдельным помещением, даже в больших квартирах, и воспринималась как рабочая зона. Гостей же встречали в зале. Сейчас есть устоявшаяся тенденция объединять места общего пребывания, сделав кухню частью этого пространства. Также хочу отметить, что если даже перепланировка не требуется, и в квартире нет несущих кирпичных стен, то лучше полностью заменить старые стены на новые: это проще, бюджетнее и безопасней в дальнейшей эксплуатации», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
Больше подробностей и реальных кейсов вы найдете на нашем курсе «Мастерство планировки». В финальном девятом уроке Игорь Куркин наглядно разбирает проекты в старом фонде: где скрыты подводные камни и какие решения лучше подходят для таких объектов. Материал прикладной, живой — точно пригодится в работе.
Декор, мебель и освещение: сохранять или заменять?
Лепнина и декоративные элементы
Реставрация лепнины требует бережного подхода и знаний материалов, из которых она изготовлена. В большинстве случаев лепнина в старом фонде выполнена из гипса, реже – из алебастра или известковых смесей. Перед началом работ нужно оценить состояние: если детали имеют небольшие трещины, их можно зашпаклевать специальными составами на гипсовой основе. Если элементы утрачены, их воссоздают с помощью слепков с сохранившихся частей или архивных фото.
«В домах Сталинского периода и раньше лепнину выполняли вручную, одной массой с бетонным перекрытием, поэтому она часто неровная и отваливается кусками вместе с потолками», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
С восстановлением такого рода элементов помогут узкопрофильные специалисты.
«Есть большое количество компаний, которые работают с гипсом – главное, чтобы они специализировались на сегменте реставрации. Это достаточно трудоемкий, длительный и грязный процесс, а его исполнители должны уважать историю и любить свое дело. Неудивительно, что большая часть таких специалистов из Санкт-Петербурга – там чаще восстанавливают лепнину», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
«Обычно мы обращаемся к компании “Урал Лепнина”, которая занималась реставрацией элементов интерьера Эрмитажа – это вызывает доверие. Недавно они помогали в создании декоративного камина. Имитация выполнена из современных материалов, но визуально создает ощущение полного соответствия историческим реалиям», – Дизайн студия «Мечты Сбываются».



Реализованный проект студии «Мечты сбываются» в старом фонде.
Мебель
Сохранение оригинальной мебели оправдано, если она изготовлена из качественных пород дерева (дуб, орех, красное дерево) и имеет историческую ценность. Даже если мебель повреждена, её часто можно восстановить: удалить старый лак, заменить шпон, укрепить соединения. Особенно это актуально для встроенной мебели, которая создавалась под архитектурные особенности квартиры.
«Мягкая мебель с большей вероятностью будет меняться на новую – при замене внутреннего наполнения и обивки она, как правило, теряет свою ценность. Деревянную мебель, конечно, есть смысл оставить и вдохнуть в нее вторую жизнь. На ней можно сделать акцент и вписать в интерьер», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
Реплики
Замена на реплики оправдана, если мебель изначально была низкого качества или повреждена настолько, что восстановление требует чрезмерных затрат. Однако ценные экземпляры, даже в плохом состоянии, чаще всего имеет смысл отреставрировать. В ряде случаев создание реплики может быть более практичным решением — например, если требуется встроить технику или адаптировать мебель под современные эргономические требования.
«Реплики не всегда уместны, они могут снизить ценность пространства. Лучше отдать предпочтение менее известному предмету дизайна, но оригинальному», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
Выбор между реставрацией и заменой зависит от состояния предмета, бюджета и задач интерьера. Главное — не спешить избавляться от оригинальной мебели, пока не оценены ее потенциал и историческая ценность.



Реализованные проекты BlendDesign в старом фонде.
Освещение
Подключать новый свет без замены проводки — рискованно. В старых квартирах освещение чаще всего ограничивалось люстрой, реже — бра. К тому же старая проводка не рассчитана на современные нагрузки. Попытка подключить дополнительные светильники без новой электрики может привести к перегрузке и даже возгоранию.
В дореволюционных домах нет привычных кабель-каналов, а штробить кирпичные стены или лепнину нежелательно. Решение — прокладка проводки в потолочных карнизах, декоративных плинтусах или пустотах перекрытий.
Если сохранились оригинальные люстры, бра или плафоны, их можно адаптировать под современные лампы, но нужно учитывать нагрузку на старые патроны и проводку.
«Люстры и другое освещение часто сохраняются в первозданном виде, обычно требуется лишь обновить провода и плафоны», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
Окна, двери и радиаторы
Окна
Исторические окна – значимая деталь интерьера, но в старом фонде они редко бывают в идеальном состоянии. Проблема обычно не в «сломанных рамах», а в том, что дерево рассыхается, створки искривляются, появляются щели, и окно перестает держать тепло. Если в Европе столетние окна могут служить и дальше, то в условиях российского климата их сохранение – скорее эстетический жест, чем практичное решение.
Если рама ещё прочная, створки закрываются без усилия, а дерево не поражено грибком – окно можно восстановить. Для этого раму шлифуют, устраняют щели с помощью герметика или штапиков, заменяют уплотнитель, обновляют краску. Оригинальную фурнитуру лучше оставить – её можно отреставрировать или подобрать точные аналоги.
Если же окно уже не спасти, стоит подобрать модель, максимально соответствующую историческому облику: с деревянными рамами, идентичным профилем и декоративными элементами. Но важно помнить, что в домах со статусом «памятника» установка новых окон потребует отдельного согласования.
Двери
Старые двери – это массив дерева, уникальная фурнитура и высокое качество, которое сложно найти среди современных аналогов. С ними тоже бывает немало проблем, но, сохранив их, вы сохраните также и аутентичность пространства, и его экологичность.
Первым делом следует оценить их состояние. Если повреждения поверхностные, а каркас цел, реставрация будет несложной: зачистка, укрепление соединений, обновление покрытия. Фурнитуру, как и в случае с окнами, лучше восстановить или подобрать близкую по стилистике.
Радиаторы
Чугунные радиаторы в старом фонде не только функциональны, но и представляют архитектурную ценность. Их реставрируют, перекрашивают в исторические оттенки, а если замена неизбежна, то выбирают современные модели с похожим дизайном.
Важно учитывать, что в домах старого фонда необходимо согласовывать замену с управляющей компанией, если меняется тип подключения или мощность оборудования. Несанкционированная замена может нарушить работу системы отопления всего здания и привести к штрафам.
Стоит ли вообще браться за такие проекты?
Работа над квартирой в доме старого фонда — это всегда вызов, который требует не только профессионализма, но и смелого, креативного подхода. Да, такие проекты часто сопряжены с трудностями, однако результат неизменно оправдывает усилия. Для дизайнера это уникальная возможность не просто проявить своё мастерство, но и прикоснуться к истории, поработать с архитектурным наследием. Это шанс погрузиться в культурный контекст эпохи, вдохнуть новую жизнь в пространство, сохранив его аутентичность, и создать «мост» между прошлым и будущим.
Высокие потолки, крупные окна, изящная лепнина, паркет из благородных пород дерева, камины, анфилады комнат – все эти элементы истории почти невозможно найти в современных жилых комплексах. В домах старого фонда дизайнер встречает редкие детали, такие как арочные дверные проёмы, скрытые ниши, оригинальные балки или витражи, которые открывают широкое пространство для творчества. Возможность интегрировать такие элементы в современные проекты поможет развиваться профессионально, придумывать нестандартные решения и учиться работать с ограничениями.
Кроме того, наличие в портфолио проекта в старом фонде повышает ценность дизайнера в глазах клиентов. Работа с такими пространствами демонстрирует вашу способность решать сложные задачи, находить баланс между эстетикой, функциональностью и сохранением исторической составляющей. Это укрепляет репутацию дизайнера, который может создавать особенные, изысканные интерьеры, и привлекает клиентов, ценящих качество, стиль и уникальный подход.
«Мой совет – не бояться таких объектов и смело идти в свой страх. Тогда он трансформируется в ряд задач, а любые задачи возможно решить поступательно. Это может быть неожиданный совет, но вам стоит обратить внимание на коммуникацию и эмпатию, больше, чем на свои умения и даже опыт – они в итоге приводят к хорошему результату гораздо эффективнее, ведь на подобных объектах, вам предстоит стать универсальным винтиком во всей цепи.
Такие проекты дарят более широкий спектр эмоций, чем ремонт в новом фонде. Ты погружаешься в некий процесс, как исследователь, и отчасти несёшь миссию, придавая своему объекту особенный статус, чувствуешь себя частью чего-то важного. Особенно, если это объект общественного назначения, куда приходит большое количество людей, видят результат и открыто выражают свои эмоции. Особенно важно отметить, что ты становишься частью этой истории, эмоциональный эффект долгосрочный, он не проходит, когда берешься за новую задачу, это бесценно!», – Дизайнер интерьера Бела Гашкова (BlendDesign).
«Мы рекомендуем быть внимательными и бережными к помещениям, стараться сохранить и вписать исторические элементы в новый интерьер. Такие проекты требуют большего количества времени, внимания и финансовых вложений заказчика. Но также они запоминаются, становятся источником ценного опыта и жемчужиной, шедевром, которым приятно делиться и рассказывать. Они оставляют после себя целый спектр глубоких и волнующих эмоций, связанных с уникальной возможностью соприкосновения с историей. Будьте готовы к тому, что начало работы будет сопровождаться смешанными чувствами: с одной стороны, восхищением красотой и величием исторического объекта, с другой – легким страхом и возмущением его текущим состоянием. Контраст между обветшанием и сохранившимися элементами лепнины и архитектурным обликом здания вызывает настоящую бурю эмоций. Процесс реставрации и реконструкции становится вызовом, который требует решения сложных задач, сохранения исторических элементов, обеспечения их долгой жизни и органичной интеграции с современными функциональными решениями. Истинное удовлетворение приходит в момент завершения проекта, когда видишь, как бережно восстановленное пространство гармонично вписывается в исторический контекст, наполняя дом новым жилым духом. Довольные глаза заказчика и осознание причастности к чему-то большему, чем просто ремонт, дарят чувство гордости и наполняют душу. Это ощущение, что ты не просто строишь, а сохраняешь историю для будущих поколений», – Дизайн студия «Мечты Сбываются».
Как дизайнеру работать с объектами культурного наследия: опыт и советы эксперта
Дизайнеры, работающие со старым фондом, часто сталкиваются с «объектами культурного наследия» – зданиями, которые представляют собой особую ценность с точки зрения истории, архитектуры и искусства. Чаще всего такие дома можно встретить в Москве и Санкт-Петербурге, хотя подобные жемчужины есть и в других уголках нашей страны.
Получив статус ОКН, здание сразу же оказывается под государственной охраной. Любые самовольные изменения в его внешнем или внутреннем облике незаконны: исторический образ должен быть полностью сохранён, а любые изменения согласованы с Министерством культуры.
О том, как правильно работать с такими проектами, мы поговорили с Белой Гашковой — основательницей студии дизайна интерьеров BLEND DESIGN и опытным специалистом в вопросах работы с наследием.
– Как вы начали заниматься проектами с ОКН?
– Все достаточно банально: с объектами культурного наследия я познакомилась благодаря сарафанному радио и смелости. Мой коллега, руководитель строительной компании, для которого я когда-то делала дизайн-проект, занимался оформлением актового зала в стиле сталинский ампир. Он пригласил меня помочь, я согласилась поучаствовать – в качестве консультанта и моральной поддержки. Кто бы мог подумать, что работу над этим проектом поручат мне.
В итоге вместо актового зала я должна была сделать реконструкцию целого здания. Думаю, значительную роль в этом сыграли моё трепетное отношение, любовь к работе и искренний интерес в глазах, который почувствовали и разделили мои будущие заказчики. Помню, как готовилась: обновляла в памяти основные принципы сталинского ампира. Но, попав в пятиэтажное здание с тремя строениями, где стили, материалы и конструктив оказались полной мешаниной, я поняла, что задача гораздо сложнее, чем казалось изначально.
Эмоции, которые я испытала за время работы, сложно описать: от ужаса до абсолютного счастья. Однако всё было не зря. На официальном открытии меня лично поблагодарил Министр здравоохранения, передавший также благодарственное письмо от премьер-министра – тогда я осознала, что вложенные усилия действительно важны для нашей страны.



Реализованный проект BlendDesign. ОКН: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России.
– Какая роль у дизайнера интерьера в таких проектах?
– Над проектом работает большая команда, в которой каждый выполняет свою функцию. А дизайнер является связующим звеном. Кстати, при этом официально он может быть не указан в проектной документации – это не требуется нормативно. Но именно дизайнер формирует концепцию: проектная документация основывается на эскизах и идее дизайнера. Однако разработать грамотное планировочное решение без знания нормативов невозможно. Дизайнер должен тесно сотрудничать с инженерами, архитекторами и другими специалистами, понимать суть смежной документации и принимать участие в её обсуждении.
После завершения проектной документации специализированная проектная организация с лицензией разрабатывает и согласовывает пакет документов для Департамента культурного наследия. После нескольких этапов правок вы получаете разрешение на реконструкцию — но вместе с этим вас ждут жесткие временные рамки выполнения работ.
Важно учесть, что охраняться может не всё здание, а только определённые помещения или его части, указанные в проекте. Однако проект всё равно готовят и утверждают на весь объект, запрещая самостоятельные корректировки.
– Нужно ли иметь какие-либо документы/разрешения? Если да, то какие?
– Для дизайнера интерьеров наличие лицензии не требуется, если он не занимается разработкой всей документации. На сегодняшний день наша деятельность в России никак не регулируется — кроме, пожалуй, совести самого специалиста.
Лицензия обязательна только для проектных организаций и строительных компаний, которые выполняют работы на объекте.
– Насколько сложно согласовать проект с органами по охране наследия? Есть ли универсальный алгоритм?
– Все зависит от масштабов реконструкции и статуса объекта охраны. Но да, алгоритм есть, и он очень строгий. Хотя не все здания одинаково охраняются и не все части здания являются предметом охраны.
Проекты реконструкции зданий обычно занимают минимум полгода. После этого вносятся корректировки, которые также нужно согласовать. Далее выделяется финансирование, привлекаются инвесторы, и только потом назначаются сроки на строительно-ремонтные работы. Обычно они устанавливаются крайне сжатыми.
После завершения проект проверяется комиссией, состоящей из представителей Казначейства, Департамента культурного наследия и заказчика. Если результаты не соответствуют согласованным документам, выдаются предписания на доработку, и цикл согласований начинается заново.
– Как оценивается стоимость работы над такими объектами? Какие факторы ее сильно увеличивают? – Каждый сам определяет свою ценность, особенно в нашей сфере работы. Также большое значение имеет опыт. Стоимость работы над такими проектами зависит от объемов, сложности и уровня проекта — здесь действуют индивидуальные факторы, и «фиксированную цену за квадратный метр» назвать почти невозможно. При этом важно понимать, что зачастую и специалист, и заказчик не всегда могут заведомо верно оценить весь масштаб. Поэтому я рекомендую оставлять люфт цен на дополнительные объемы – четко отслеживать эти границы, оценивать и обсуждать дополнительные условия сразу, а не после ее выполнения. Также важно правильно оценивать свои силы и квалификацию. Неподготовленность может превратить даже самый перспективный проект в разочарование.
– Какие плюсы и минусы работы с такими проектами?
– Среди плюсов — огромный багаж знаний, профессиональный рост, невероятное удовлетворение от результата и возможность оставить след в истории.
Минусы — это высокая степень ответственности, длительные сроки работы над проектом и постоянный стресс.
– Как менялось ваше отношение к исторической архитектуре с опытом работы?
– Достаточно кардинально и неожиданно. Как ни странно, раньше история и архитектура для меня были чем-то статичным и незыблемым. А сейчас я понимаю, что исторические объекты в первозданном виде нам практически недоступны. Кроме тех, что не подвергались реконструкциям и обновлениям – но их очень мало в мире.
Рынок материалов развивается, появляются новые технологии, а старые забываются. Например, мало кто задумывается, что раньше не было цветных фото – поэтому понять какого цвета был фасада здания XIX-го века бывает просто невозможно.
Но, если отбросить эти детали, то историческая архитектура украшает нашу жизнь, она дает понимание о величии и гармонии, растит в нас чувство прекрасного и ценность сегодняшнего дня. Только представьте, сколько эпох мы можем увидеть, просто прогулявшись по центру любого города, сколько всего произошло, чтобы мы увидели в настоящем то, что создавалось веками. Это завораживает.
– Какой совет вы бы дали дизайнерам, которые только начинают работать с такими объектами?
– Интересуйтесь историей, особенно историей архитектуры и искусств. Развивайте свою насмотренность: гуляя по музеям и посещая памятники архитектуры.
И просто любите свое дело. СНИПы и правила вы освоите во время работы, по мере необходимости. Будьте в меру критичны к себе – не берите больше, чем вы можете в данный момент. Но не забывайте выходить из зоны комфорта – ведь только так вы будете развиваться. И, наверное, самое важное: думайте, это залог хорошего результата.
Заключение
Работа с объектами культурного наследия — это не просто создание дизайна интерьера, это миссия, требующая особого подхода. Одного только вкуса или насмотренности здесь будет недостаточно — понадобятся глубокие знания, терпение и готовность следовать строгим правилам.
Проект в таком здании – серьезный вызов, который требует обдуманной оценки своих возможностей. Если вам кажется, что новое задание должно вас вдохновлять и заряжать энергией, то ОКН — не лучший выбор для спонтанных экспериментов. Здесь куда большую роль играют преданность идее, готовность справляться с бюрократическими трудностями, сложными согласованиями и поиском компромиссов.
Однако, если вы искренне вдохновляетесь историей и стремитесь принять участие в сохранении архитектурных памятников, этот путь может стать одним из самых значимых и ценных в вашей профессиональной карьере. Мы верим, что такие проекты будут развиваться, а число тех, кто с любовью и заботой сохраняет наше прошлое ради будущих поколений, только увеличится.